Выученная (заученная) беспомощность – это состояние, которое появляется у человека или животного, попавшего в безвыходную ситуацию. На основании пережитого опыта он перестает предпринимать какие-либо попытки для преодоления ситуации. Часто синдром выученной беспомощности становится последствием поведения нашего ближайшего окружения, неверия преподавателей или родителей в детей, выполнения за них элементарных действий.
Критерии выученной беспомощности по Джеффри Янгу
Синдром выученной беспомощности по Джеффри Янгу можно определить ответом на простые вопросы. Если на большинство из них вы дадите положительный ответ, то это означает, что проблема у вас присутствует. Эти вопросы звучат так:
- Завишу ли я от других людей, как в физическом плане, так и в психологическом?
- Довожу ли я все дела до конца? Хватает ли мне здравого смысла, чтобы делать все правильно?
- Знаю ли я что такое норма? Можно ли положиться на мое мнение?
- Есть ли у меня уверенность в том, что я справлюсь с любой жизненной ситуацией?
- Могу ли я добиться успеха? Ведь я считаю, что большинство людей достигает больших результатов, чем я.
Количество критериев небольшое. Все они сводятся к одному – неуверенности в себе. И, если вы соответствуете хотя бы части из них, то это повод поразмыслить над тем, что, возможно, нужно найти способ поменять ситуацию.
Причины, почему появляется синдром выученной беспомощности
Чтобы понять причины выученной беспомощности лучше всего обратиться к экспериментам. Они не относятся к гуманным, но являются весьма показательными. Проведены они были в 1967 году профессором Мартином Селигманом. Объектом эксперимента были собаки. Трех особей поместили в три клетки, к полу одной из которых был подведен ток и его нельзя было отключить, во второй он отключался нажатием рычажка, а в третьей ничего плохого не происходило.
Изначальная цель эксперимента была найти способ мотивировать людей, улучшить их эффективность. Вместо этого был обнаружен неожиданный эффект. Через несколько дней оказалось, что собаки, которые не могли регулировать отключение болевого эффекта, были лишены выбора, после открытия дверей клетки никуда не пошли. Они просто легли на пол и выли. Этот феномен получил название синдром выученной беспомощности. Животные из двух других клеток просто вышли и ушли.
Второй, не очень гуманный эксперимент последователи ученого провели на людях. Обитателей дома престарелых разместили для проживания на двух этажах. На одном из них у стариков не было права выбора. У них был телевизор, но телепередачи выбирал исключительно персонал. Им дали по растению, но поливал их тоже исключительно персонал. Им разрешили перекрасить стены и переставить мебель, но делал это тоже персонал. На втором этаже пожилым людям предоставили те же возможности, но с правом выбора телепередачи, цвета стен и т. д. Они могли сами участвовать во всех процессах.
Второй эксперимент принес неожиданный трагический результат. Через год оказалось, что смертность среди стариков на этаже, где не было права выбора составила на 30% больше, чем в группе людей, имеющих выбор.
Выученная беспомощность – это состояние, когда люди или животные отчаиваются. Им кажется, что чтобы они не делали, все равно ничего не улучшится.
Как родители провоцируют выученную беспомощность у своих детей
Примеры того, как родители провоцируют развитие синдрома выученной беспомощности у детей огромное количество. Вспомните детский сад, когда мама спешит на работу, и говорит, давай я быстрее сниму ботинки (куртку, шапку), ты ничего не умеешь. Потом оказывается, что ребенок уже пошел в школу, но он также ничего не умеет. Он привык, что за него делает все мама. Это последствия гиперопеки матери.
Та же ситуация с приготовлением уроков. Родители часто оказывают медвежью услугу детям, делая за них домашние задания. Ребенок привыкает к тому, что он все равно не сможет что-то сделать лучше. Так зачем пытаться? Чем меньше у человека выбора, тем менее эффективными являются его действия.
Как проявляется синдром выученной беспомощности
Синдром выученной беспомощности может проявляться у человека в том, что он никогда не будет доводить дела до конца или вовсе будет отказываться от них. Любое сопротивление среды или сложности заставляют человека оставить эту затею. В этот момент возникает некое депрессивное состояние, в котором приходит мысль, что лучше вообще ничего не делать.
Что делать, если заподозрили у себя синдром выученной беспомощности?
Хороший способ справиться с выученной беспомощностью, делить большие дела на части. Например, вы не находите в себе сил сделать уборку во всей квартире сразу. Первое, что приходит в голову – не начинать эту затею вовсе. Но, вместо этого можно выполнять работу поэтапно. Сегодня – вытереть пыль, завтра убрать одну полку, послезавтра – почистить ковер и т. д.
При этом важно зафиксировать результат, понять, что у вас получилось и даже похвалить себя за это. В такой ситуации будет повышаться самооценка и формироваться мотивация для дальнейших действий.
Как быть с детьми?
Первое, что нужно понять родителям, это то, что ребенка невозможно перехвалить! Иногда это нужно делать даже наперед, заблаговременно. Это отлично работает особенно с маленькими детьми от 3 до 5 лет. Попробуйте не ругать малыша, что он долго одевается, а наоборот похвалить, сказать: ой, как быстро ты надел колготки (завязал шнурки, застегнул рубашку). После этого вы заметите, что в следующий раз этот же процесс станет действительно более быстрым.
И, наоборот, если постоянно ругать человека за то, что он чего-т не может сделать, то через время у него совсем может пропасть желание даже начинать это действие.
Человек, который оказывается в ситуации, где его обесценивают, испытывает безысходность, бессмысленность, отчаяние и даже гнев. Чтобы справиться с этой ситуацией, нужно задать честно себе вопрос, что вы хотите, чего вам не хватает для достижения желаемого, кроме уверенности в себе? Затем, нужно обязательно найти поддержку от людей, которые верят в вас, отстраниться от тех, кто преуменьшает ваши возможности. Когда вы разберетесь в ситуации и себе, то сможете строить новые планы и получать удовлетворение от сегодняшнего дня.